Пошаговое руководство по покупке самолета
Дек 28, 2016
Фиона Янг-Браун, 5 апреля 2016 г.
Люди покупают самолеты по разным причинам. В принятии такого важного решения о покупке могут сыграть свою роль как эмоции, так и логика. Однако, как и в случае с любыми крупными инвестициями, покупка частного самолета должна быть хорошо продумана и рассмотрена с нескольких точек зрения. Мы поговорили с рядом экспертов в этой области о том, какие шаги необходимо предпринять для совершения такой покупки.
Для большинства людей имеет смысл нанять команду людей для участия в принятии решения о покупке. Брокер или консультант будет руководить процессом, юрист – заниматься контрактами и другими юридическими вопросами, бухгалтер – давать налоговые и финансовые консультации, а квалифицированный авиамеханик – проводить технические проверки. Это ключевые члены команды.
Данная статья должна помочь вам понять, с чего начать, а также довести до вас самые распространенные ошибки, чтобы вы могли их избежать. В целом, покупка может занять от нескольких недель до нескольких месяцев, в зависимости от множества нюансов на каждом из приведенных ниже этапов.
АНАЛИЗ
Перед тем, как начать исследовать представленные на рынке варианты (где вы рискуете влюбиться в имеющиеся самолеты), очень важно провести тщательный и честный анализ. По словам Дэвида Уиндхема, консультанта компании Conklin & de Decker, одной из самых распространенных ошибок потенциальных покупателей при поиске самолета – это пожалеть время на составление списка их собственных требований к самолету. У вашего брокера будет целый ряд различных инструментов для оценки ваших потребностей. Также существуют онлайн-инструменты – например, программы оценки самолетов, а на сайте компании Conklin есть калькулятор выбросов CO2 и сервис сравнения самолетов. Необходимо учитывать следующие факторы:
Ваша необходимость в путешествиях
Для начала вспомните, сколько вы путешествовали в течение последних 12 месяцев: как часто вы летали, как далеко и с каким количеством пассажиров? Вы летали из крупных аэропортов или пользовались более мелкими региональными аэродромами? Вы летали по делам? На отдых? И туда, и туда? Возили с собой много багажа? Как эти потребности изменятся в ближайшем будущем? Любые специальные требования к самолету и его способностям или возможностям. Необходимо учитывать все эти факторы.
Важно не допустить, чтобы один аргумент перевесил все остальные. Ричард Ходкинсон, вице-президент по продажам и приобретениям самолетов в компании Clay Lacy Aviation, считает самой распространенной ошибкой своих клиентов то, что они слишком сильно сосредотачиваются на одном аргументе для покупки, при этом игнорируя другие свои потребности. Например, раз в год вы на неделю летаете на Гавайи в отпуск с десятью членами своей семьи. В течение оставшегося года вы обычно летаете в одиночку или вдвоем на расстояние нескольких сотен миль. Какой самолет вы купите: большой 12-местный, который слишком велик для ваших повседневных потребностей, или маленький, а для недельной поездки на Гавайи арендуете что-то побольше? Ходкинсон советует покупать самолет, который нам нужен 99% времени, а НЕ оставшийся 1%.
Новый или подержанный
Новые самолеты стоят дороже, но на них предоставляется гарантия. К тому же, всегда приятно владеть чем-то новеньким. Старые самолеты можно купить дешевле, но с возрастом они могут стать намного более дорогими в обслуживании. Могут возникнуть трудности с поиском запчастей для самолетов старше 25 лет. Анализ расходов жизненного цикла поможет вам сравнить общие расходы на эксплуатацию в течение планируемого срока владения, а также позволит сравнить новый самолет с подержанным.
Бюджет
Не думайте, что самолет по цене $4 млн – по умолчанию лучший вариант для покупки, чем самолет по цене $8 млн. Необходимо учитывать ряд дополнительных затрат при владении самолетом – как минимум, эксплуатацию, годовое обслуживание, хранение и работу экипажа. Уиндхем отмечает, что в этом случае долевые владельцы часто имеют преимущество, поскольку они обычно лучше осведомлены о (планируемых) затратах, которые сопровождают владение. Он советует: «Самолет – это дорогостоящий актив; нужно заставлять его работать на вас». Помимо расходов, подумайте о доходах. Будете ли вы сдавать свой самолет в аренду? Как вы сможете организовать свою инвестиционную работу с выгодой для бюджета?
К бюджетным вопросам также относятся следующие: планируете ли вы чистую покупку самолета или покупку в лизинг, будете ли вы привлекать стороннее финансирование или обойдетесь собственными средствами.
Сравнение моделей
Этот аспект также входит в следующую категорию, поэтому мы рассмотрим его там.
ИССЛЕДОВАНИЕ
В результате вашего анализа, вы с командой составите список марок и моделей, которые отвечают вашим требованиям и целям. Для каждой модели в списке ваши советники должны обозначить возможности и преимущества, сильные и слабые стороны, а также ожидаемые затраты. Теперь пришло время посмотреть, что предлагает рынок.
«Очень важно исследовать происхождение самолета до покупки», – говорит Ходкинсон. Не следует полагаться только на рассказы агента продавца. Их цель – продать, а ваша – убедиться, что вы покупаете подходящий вам самолет. Вы должны провести исследования дальше, чем простое изучение объявления. Начните с простого кабинетного исследования, учитывающего тип самолета, который вы ищете, и ваш бюджет. После того, как вы набросали примерный список, вы можете сузить его, изучая происхождение самолетов. Крайне важно получить подробный журнал с перечислением всех рейсов, выполненных самолетом, произведенного обслуживания, а также того, кем и где оно было произведено. Любая недостающая или неточная информация может снизить стоимость самолета, то есть вы можете также столкнуться с проблемами, когда позже решите его продать.
ПОКУПКА
С помощью своей команды вы провели исследование и теперь готовы сделать предложение. Процесс покупки может быть долгим и сложным. Именно на этом этапе качественные финансовые и юридические консультации помогут надежно вас защитить.
Посещение и осмотр самолета
Не доверяйте тексту объявления. Вы бы не купили себе дом без осмотра, так не делайте того же с самолетом, который стоит несколько миллионов долларов.
Письмо о намерениях
В нем разъясняются подробности о предполагаемой продаже – цена, сумма депозита, условия продажи и т.д. Оно также должно содержать дату истечения срока действия предлагаемой сделки, давая вам возможность передумать, если что-то пойдет не так или сделка займет больше времени, чем ожидалось.
Депозит
Обычно брокеру или эскроу-агенту выплачивается авансовый депозит в размере 5-10%.
Проверка перед покупкой
Ее может контролировать ваш консультант. Тим Барбер, старший вице-президент компании Cabot Aviation, отмечает, что на этом этапе процесса покупки опытный консультант может оказаться решающим звеном, так как он может заметить детали, которые в противном случае могли бы остаться незамеченными. Не пропускайте этот этап и не пытайтесь срезать углы. Самое главное – воспользоваться услугами лицензированного авиамеханика (по корпусу и двигателям самолета), а лучше найти кого-то, кто специализируется на конкретной модели, которую вы осматриваете. Инспектор предоставит вам список недостатков и несоответствий, если таковые имеются, а также может указать стоимость исправления каждого из них. Этот список является основой для любых переговоров на предмет исправления недостатков или снижения цены.
Договор покупки
Если у вас еще нет авиационного юриста, то большинство брокеров порекомендуют юриста, который имеет опыт работы с такими сделками. В договоре будут перечислены все условия, включая суммы покупки, депозита, условия каких-либо возмещений, сроки для каждого этапа, место для предпродажного осмотра, заявления и гарантии, а также многое другое.
Техническая приемка
Она осуществляется после проведения проверки и согласования каких-либо корректировок или снижения цены. Покупатель осуществляет техническую приемку, и после этого депозит обычно не подлежит возмещению.
Завершение сделки и поставка
Завершение сделки и поставка являются последним этапом, однако и здесь можно координировать еще много вещей. Должно быть передано право собственности, а самолет зарегистрирован на нового владельца, нужно депонировать деньги и потом перевести их продавцу, новый владелец должен застраховать самолет, а сам самолет должен быть физически передан ему.
Поздравляем! Документы подписаны и заверены печатью. Теперь вы – новый владелец самолета, но вам предстоит еще много работы. Хороший консультант все расскажет и подготовит вас к этому. Например, место поставки самолета и продолжительность его нахождения в этом месте может иметь налоговые последствия. Вам понадобится найти экипаж и гараж и решить, кто будет следить за самолетом и обслуживать его. Если у вас есть хорошая команда советников, то все пройдет гладко.