Что происходит в гражданской авиации по мнению пилотов
Фев 17, 2022
Опрос пилотов FlightGlobal 2022 г.
Более трети коммерческих пилотов не летают, а каждый пятый остается безработным, поскольку пандемия продолжает сказываться на профессии.
Об этом говорится в последнем опросе пилотов, проведенном FlightGlobal и специализированным авиационным кадровым агентством Goose. Было опрошено 1743 профессиональных пилота об их статусе работы и отношении к своей карьере почти через два года после самого глубокого кризиса в истории отрасли.
Результаты показывают, что, хотя в целом перспективы трудоустройства и оптимизма гораздо выше, чем в разгар кризиса в 2020 году, для многих ситуация остается безрадостной. Ситуация немного улучшилась по сравнению с прошлогодним опросом, проведенным примерно через шесть месяцев после начала кризиса, который показал, что более половины всего летного экипажа остались без работы, уволены или устроились на работу в другую отрасль.
Опрос, проведенный в последнем квартале 2021 года, незадолго до появления варианта Omicron, также рисует картину профессии, в которой широко распространена ненадежность работы и низкая уверенность, и которую большинство пилотов не рекомендовали бы молодым людям.
Согласно ежегодному опросу, 62% пилотов «работают и в настоящее время летают», по сравнению с 43% год назад. Доля «безработных» снизилась с 30% до 20%, а 6% находятся в отпуске по сравнению с 17% в предыдущем опросе.
Однако существуют большие региональные различия. Количество пилотов, которые работают и летают в Европе, соответствует мировому показателю. Однако в Азиатско-Тихоокеанском регионе (за исключением Китая), где многие страны остаются фактически закрытыми для зарубежных поездок, этот показатель составляет всего 53%.
В то же время в Северной Америке, внутреннем секторе, который оставался устойчивым на протяжении всего кризиса, летает 81% пилотов. В частности, в США нехватка летного экипажа, которая преследовала отрасль в 2019 году, снова обострилась: ускоренный выход на пенсию старших капитанов привел к нехватке новых первых офицеров, особенно среди региональных перевозчиков.
Хотя в 2021 году в большей части мира не было длительных карантинов, которые привели к остановке отрасли в середине 2020 года, продолжающееся закрытие границ, правила карантина и другие меры по сдерживанию распространения Covid-19 продолжали препятствовать восстановлению авиации.
Для некоторых безработных пилотов перспектива вернуться в кабину вызывает опасения. Почти четверть безработных пилотов — 24% — «совсем не уверены» в возможности вернуться к полетам, при этом в Северной Америке этот показатель вырос до 40%, а в Европе — до 28%.
Для тех, кто был безработным, но теперь снова летал, 44% потребовалось более девяти месяцев, чтобы найти новую работу. Среди первых офицеров этот показатель достигает 55%, при этом 33% капитанов так долго не могут занять новую должность.
Обязательные прививки – спорный вопрос. Опрос показал, что 68% считают, что двойная вакцинация должна быть обязательной для всех пилотов, хотя эта цифра значительно варьируется в зависимости от региона. В Северной Америке только 57% считают, что вакцинация является обязательной, а 20% пилотов остаются не полностью вакцинированными, несмотря на то, что несколько авиакомпаний сделали это условием при приеме на работу. Что касается индустрии в целом, то 90% пилотов говорят, что у них были оба джеба.
Несмотря на оптимизм по поводу восстановления отрасли, 61% пилотов заявляют, что они «обеспокоены» сохранением рабочего места. Тем не менее, это значительное улучшение по сравнению с прошлым годом, когда 82% заявили, что они обеспокоены. Даже два года назад, когда потребность в летном экипаже приводила к нехватке навыков, 52% пилотов сообщали, что их беспокоила гарантия занятости.
Больше пилотов, чем в прошлом году — 56% по сравнению с 54% — рассматривают возможность смены работы в следующие 12 месяцев, хотя это может быть признаком улучшения ситуации на рынке труда, а также неудовлетворенности нынешними работодателями.
Есть какой-то цинизм и уныние в самой профессии. 37% пилотов говорят, что, если бы у них было время, они бы не стали пилотами – это немного больше, чем 36%, которые дали этот ответ год назад.
И большинство – 55% – говорят, что не рекомендовали бы свою профессию молодым людям. Это меньше, чем всего 29%, которые реагировали таким образом два года назад, до пандемии.
Тем не менее, есть некоторый позитив: 60% пилотов считают, что сектор полностью восстановится до допандемического уровня в течение одного или двух лет, а еще 23% говорят, что для этого потребуется еще 12 месяцев. В последнем опросе сравнительные показатели составили 44% и 28%. В обоих опросах 6% респондентов дали ответ: «Это уже никогда не будет прежним».
Пилотов также спросили, что они думают о будущем рынке труда пилотов. В общей сложности 57% считают, что через пять лет снова возникнет нехватка опытных пилотов, по сравнению с 43% в 2021 году. И 28% считают, что в течение этого времени будет нехватка всех пилотов, по сравнению с 23% в прошлый раз.
«Поскольку 85% пилотов считают, что через пять лет сектор столкнется с нехваткой пилотов, несмотря на тяжелые времена, которые он пережил из-за пандемии, авиакомпании должны действовать сейчас», — говорит Марк Чарман, основатель и исполнительный директор Goose. «Мы должны учитывать пилотов, которых мы потеряли из-за выхода на пенсию, тех, кто ушел на пенсию досрочно, а также тех, кто ушел из профессии ради других занятий».
Он добавляет: «Несмотря на мрачное настроение этого последнего опроса, ясно, что пилоты с нетерпением ждут возвращения авиации к той деятельности, которую мы наблюдали в 2019 году, скорее раньше, чем позже. Пилоты оставались устойчивыми во время кризиса, который заставил их адаптироваться к новым экономическим реалиям и переоценить то, что для них важно в их карьере».