Бизнес авиация и санкции. Кто еще летает и что делать владельцу самолета.
Мар 24, 2022
Что же происходит на данный момент в бизнес авиации? Возможно ли аренда самолета для полетов в Европу и на каких самолетах еще можно летать. Как обстоят дела с покупкой и продажей бизнес джетов? Как себя вести владельцам частного самолета?
Мне бы очень хотелось сказать, что пациент скорее жив, чем мертв, но приходится признать обратное. Только мы стали восстанавливаться от последствий и ограничений, связанных пандемией Covid-19, как пришла другая беда, с которой ни бизнес, ни авиация еще не сталкивались.
Наша страна начала специальную военную операцию 24 Февраля, а в ответ уже 25 февраля 2022 года Европейский Союз ввел жесточайшие санкции по различным отраслям и секторам экономики, в том числе и по авиации Article 3c Regulation (eu) 2022/328 amending regulation (eu) 833/2014. Теперь запрещается продавать, поставлять, передавать или экспортировать, прямо или косвенно, товары и технологии, подходящие для использования в авиации или космической отрасли, как указано в Приложении XI, независимо от того, происходят ли они из Союза, любому физическому или юридическому лицу, организации или органу в России или для использования в России. Запрещается прямо или косвенно осуществлять страхование и перестрахование в отношении товаров и технологий, перечисленных в Приложении XI, к любому лицу, организации или органу в России или для использования в России.
Запрещается предоставлять любой один или любую комбинацию следующих
деятельностей: капитальный ремонт, ремонт, проверка, замена или модификация самолета или его компонента, за исключением предполетного осмотра,
в отношении товаров и технологий, перечисленных в Приложении XI, прямо или косвенно
принадлежащих любому физическому или юридическому лицу, организации или органу в России и/или для использования в России.
К этому прибавился еще и запрет на полеты российских самолетов над всей Европой, ну и вишенкой на торте будем считать то , что все европейские операторы бизнес авиации отказываются от перевозки граждан РФ даже внутри ЕС.
А теперь давайте разберемся по фактам, что это означает для владельцев ВС и для желающих купить чартерный рейс.
Владелец ВС иностранного производства столкнулся с тем, что в начале марта 2022 года страховая компания разослала уведомление о том, что территория РФ и Беларуси теперь зоны боевых действий и страховой полис больше не покрывает эти страны, а при отказе покинуть эти территории будет полностью аннулирован. Стоит отметить, что некоторые бизнес джеты были застрахованы в Российских страховых компаниях, но вот те в свою очередь перестраховывали свои риски у западных коллег, что подразумевает одинаковый плачевный итог. На данный момент российские страховые компании (не все) готовы оформить страховку, но беда в том, что зарубежные операторы наотрез отказываются принимать таковые.
В след за этим владелец ВС начал получать уведомления о расторжении договора управления от оператора, отказы в предоставлении услуг и запчастей по программам пост- и гарантийной поддержки от производителей и прочих поставщиков.
Кто-то успел отогнать ВС за границы РФ, но как следствие неправильного выбора стоянки некоторые владельцы получили «арестованные» судна. Часть ВС «зависла» в технических центрах в ввиду отказа в обслуживании и предоставлении запасных частей. А кто-то теперь вынужден просто платить за стоянку своего джета в другой стране без возможности его использования и это пожалуй самый оптимальный вариант на данный момент.
По имеющейся информации очень небольшая часть владельцев оставила самолеты в РФ с целью их регистрации в нашей стране. Казалось бы выход найден, но к глубокому сожалению это далеко не так. Российских пилотов, обученных для пилотирования на иностранной технике очень мало, а на некоторые типы таковых вообще нет. Обучение в нынешних реалиях невозможно: обучающие центры отказывают российским пилотам в предоставлении услуг. Но даже при наличии экипажа полеты на таком ВС будут возможны только до первой поломки или крупного технического обслуживания, которое так же невозможно на территории РФ. А вот летать на таком самолете люди, которые очень высоко ценят безопасность, точно не будут. Так что в ближайшей перспективе и такие ВС будут прикованы к земле.
Что делать владельцу частного самолета? Ждать или продавать самолет сейчас?
Однозначного ответа нет. В любом случае для отрасли в целом это уже сильнейшее снижение объемов, а в ближайшем будущем (если ситуация не изменится, то по нашим прогнозам это от 3 до 6 месяцев) это количество будет практически равно 0.
С чем же столкнется человек, который просто захочет сейчас улететь на свою виллу в Греции или шале в Швейцарии? Купить прямой чартер из Москвы в Европу невозможно, даже имея двойное гражданство. Только через 2 стыковочных рейса: первый - в Турцию, ОАЭ, Израиль, страны ЕТС, а второй - уже в Европу, но на регулярном рейсе, а не на бизнес джете.
Казалось бы ничего страшного, ну стало чуть дороже, но при ближайшем рассмотрении все далеко не так. При выполнении первого рейса придется столкнуться с тем, что время в полете увеличилось значительно из-за облета закрытых зон и фактическое количество способных выполнить такой рейс бизнес джетов ничтожно мало, а те, что есть вынуждены взвинтить цены на 80-130%. Например, полет Москва-Сочи в одну сторону на самолете Legacy 600 сейчас составляет около 35-40 тыс. евро, Москва-Спб около 28-35 тыс. Евро, Москва-Дубай около 70-90 тыс. евро. Это значительно дороже тех цен, что были до введения санкций. Если переводить в рубли по нынешним курсам, то цены окажутся еще более удручающими.
При выполнении второго рейса придётся долго убеждать авиакомпанию, что Вы - не русский. Стоит напомнить, что при наличии второго паспорта, ВНЖ и прочего Вы в глазах всего мира остаетесь Русским или Белорусом. Даже если Вы убедили авиакомпанию (ну, например, подписали бумагу, что не имеете Российского или Белорусского гражданства), то далее надо еще получить подтверждение от аэропорта в Европе, а те в свою очередь при малейшем подозрении о связях Вас с Россией или Белорусией (чаще всего подозрения начинаются уже при взгляде на графы «Фамилия» и «Место Рождения» в паспорте) будут запрашивать специальное разрешение, которое можно вообще не получить.
Принимая во внимание все вышесказанное, людей, которые готовы через все это пройти, крайне немного. Поэтому рекомендуем второй рейс делать на регулярных авиалиниях.
Как обстоят дела с покупкой самолета?
На данный момент любой человек, обладающий гражданством РФ или Белоруссии, не имеет право купить самолет (бизнес джет), использовать его, арендовать или быть пассажиром самолета иностранной регистрации. Фактически происходит полная блокировка данной операции.
Санкции оказали влияние на всю авиационную отрасль РФ.
В связи со всеми перечисленными факторами количество рейсов сократилось в разы. Так во Внуково-3 количество рейсов сократилось 5-6 раз по сравнению с досанкционным временем. Аэропорты и авиакомпании вынуждены сокращать затраты и отправлять персонал в неоплачиваемые отпуска или даже увольнять.
Период упадка из-за COVID-19 в 2020-2021 году кажется просто великолепными по сравнению с тем, что происходит сейчас из-за санкций.
Самое печальное, что сейчас никто не может предсказать как долго и в каком объёме будут действовать санкции. При сохранении текущей ситуации в очень скором времени весь рынок будет парализован. Однако, и вся мировая авиационная отрасль страдает из-за санкций, и это вселяет надежды на то, что долго продолжаться такая ситуация не будет.
Лучше не предпринимать никаких «резких» действий и дождаться момента, когда будет понятен вектор развития «нового мира», так как старый мир уже никогда не будет таким, как мы привыкли.
Ни в коем случае не стоит унывать и посыпать голову пеплом, так как любой кризис это возможность частично или полностью поменять модель бизнеса, избавиться от всего неэффективного балласта и освоить новые направления. Пожалуй, это будет лучшим решением в данный момент. Верю, что по итогу всех событий мы станем сильнее.
Ваша команда профессионалов JETVIP.